SERM: что это такое

icon ≈ 7 минут
darkmode

Прочёл – и сразу прояснилось.


Предпосылки SERM


Что такое SERM? Объясним на примере. Сергей поехал на выходные в Нижний Новгород. Он не знаком с городом, но хочет пообедать в приличном заведении с доступными ценами. Что Сергей сделает первым делом? Скорее всего, возьмёт телефон, зайдёт в «Яндекс» или Google и найдёт «кафе в Нижнем» или «кафе рядом со мной». Интернет предоставит решение, которое выглядит следующим образом:


Скриншот Google
Остаётся только выбрать. Скриншот Google

Теперь у Сергея есть целый список кафе на выбор. Но какой из них лучше остальных? Очевидное решение — ориентироваться на рейтинг и посмотреть, что пишут в отзывах гости заведения.


Приведённый пример показывает, на чём сегодня основываются покупатели при принятии решений о покупке. Онлайн рейтинги и отзывы сейчас важны как никогда. В большинстве случаев отзывы — объективные мнения. Крупные сайты-отзовики делают всё, чтобы это было действительно так. Они добились успехов в системе модерации и отлавливают фейки так, что разведка Моссад отдыхает.


84% интернет-пользователей доверяют тому, что показывают поисковики после запроса. Если там будут отзывы, их обязательно изучат 9 из 10 человек


Органическая поисковая выдача, рейтинг в отзывах и мнения на форумах — то, из чего складывается репутация бизнеса в интернете. По нему потенциальные клиенты решат, обратиться к компании или нет.


Каждая точка соприкосновения бизнеса и клиентов укрепляет онлайн-репутацию или разрушает её. Такими точками могут быть аккаунты компании в соцсетях, страницы в онлайн-гипермаркетах, официальный сайт, заметки блогеров и так далее.


Если потенциальные клиенты столкнутся с низкими рейтингами или негативными отзывами, доверие к бизнесу пошатнётся. На деле 60% людей откажутся от взаимодействия с компанией, у которой больше трёх негативных ссылок в поисковой выдаче.


Скриншот Google
Тут явно проблемы. Скриншот Google

Вот ещё цифра — 78% поисковых запросов касаются услуг, продуктов и компаний. Исследование проводилось в США, но нет ни единой причины считать, что в России ситуация значительно отличается. Поэтому поисковую выдачу можно смело считать вторым лицом бизнеса. Им-то и занимается SERM.


SERM: что это такое


SERM (Search Engine Reputation Management) — создание положительного образа компании в поисковых системах. Для этого из поисковой выдачи вытесняется негатив, а позитивные площадки поднимаются в рейтинге.


Уважающий себя SERM-специалист обязательно проведёт глубокий аудит репутации бизнеса, найдёт отзывы и подружится с человеком, отвечающим в компании за SEO продвижение. На крайний случай возьмёт на себя его функции.


Итак, для кого создан SERM? Что это такое, поможет разобраться спектр применения этого инструмента.


Компания новая или малоизвестная. Если нет информации, значит, обращаться к бизнесу — лишний риск.


Защититься от негатива. Если ключевые позиции в поисковой выдаче займут позитивные площадки, негативу будет трудно подняться в рейтинге.


Усилить позиции подконтрольных площадок. У бизнеса есть лояльные интернет-порталы, позиции которых можно поднять на высокие позиции. Речь может идти и о «пятизвёздочном» профиле в одном из поисковиков. В интересах компании, чтобы потенциальные клиенты увидели высокий рейтинг.


Глобально работы в рамках SERM можно разделить на два этапа.

























Выведение в топПоддержка позиций
Создание собственных площадок: блогов, сайтов-визиток и профилей в профессиональных сообществах.SERM требует постоянной поддержки, иначе подконтрольные площадки рискуют обвалиться в рейтинге.
Размещение позитивных отзывов. Пользовательские мнения хорошо ранжируются и стабильно занимают топ поисковой выдачи.Создание дополнительных упоминаний и вливание в тексты новых SEO-ключей.
Работа с негативом. Нежелательная информация вытесняется или удаляется из поисковой выдачи.Зачастую, создание низкокачественного контента для поисковой выдачи, а не клиентов.
Первые результаты в течении 2-3 месяцев. Может быть и больше в зависимости от частотности запроса.

Что такое SERM? Инструмент для компаний, стремящихся к повышению узнаваемости бренда, росту доверия со стороны целевой аудитории и поддержке положительного имиджа в интернете.


Проблемы SERM


Сравним поисковую выдачу со сценарным ремеслом. Любители сериалов знают, что в произведениях со сквозным сюжетом встречаются эпизоды, которые никак не влияют на сюжет. Вроде и персонажи знакомые и ведут себя привычно, но события уводят в сторону. Потом о них вообще не вспомнят. Такие эпизоды называют филлерами — «заполнителями», которые растягивают хронометраж. К сожалению, под видом SERM часто встречается производство филлеров для поисковой выдачи.


Теперь о проблемах по порядку.



  1. Низкое качество контента. Чтобы забить выдачу, надо действовать быстро. Для этого оперативно пишутся тексты. О качестве на первом этапе сильно не задумываются, ведь главное — быстро согласовать и пустить в публикацию. Правки возможны в дальнейшем, после того, как закрепится позиция.


Естественно, времени на исправление контента никогда не будет. Тексты-заглушки так и остаются висеть. Свою роль они выполняют, но интерес у потенциальных клиентов вызывают редко.



  1. Насыщенность SEO-ключами. Оптимизировать сайт по доступным ценам, ведь это бесспорно важно, когда сайт компании находят, значит портал оптимизирован, результат гарантирован. Если предыдущее предложение вызвало отторжение, то всё в порядке. Просто кто-то перенасытил предложение ключами.



Что это такое SERM и SEO? В приличном обществе лучше не спрашивать


Если не забить текст ключами, то зачем он создаётся? По крайней мере, так думают SEO-специалисты старой закалки.



  1. Бессилие в кризис. SERM стремится наполнить поисковую выдачу «рафинированными» площадками. В кризис Google и «Яндекс» выводят в топ негативные ссылки, ведь к ним есть интерес со стороны аудитории. Чтобы выдача оставалась подконтрольной, требуются новые вливания в SERM.


В кризисной ситуации SERM-поддержка обойдётся минимум в 90 тыс. рублей/месяц


К сожалению, управление репутацией в кризис требует других методов. Например, целевое антикризисное управление репутацией. О нём подробнее писали наши коллеги из агентства Репутация.Москва.


Что сделать для SERM-продвижения прямо сейчас



  1. Оптимизируйте выдачу под мобильные устройства. Убедитесь, что ваши площадки удобны для просмотра с мобильных устройств. Половина поисковых запросов приходится на смартфоны и планшеты, поэтому плохо свёрстанная мобильная версия сайта может лишить 50% потенциальной прибыли.


78% мобильных поисковых запросов о региональных компаниях приводят к покупкам. Важно, чтобы потребители узнавали информацию с удобных источников. Например, Яндекс.Карт, Google Maps, 2GIS и других крупных порталов.



  1. Отслеживайте отзывы. Современная интернет-коммуникация подразумевает, что на вопрос всегда должен быть ответ. Молчание — тоже ответ, но не в пользу компании. В связи с этим пользователи ожидают, что компании будут активны в коммуникации.


52% пользователей ожидают, что на их негативный отзыв компании ответят в течение суток


Хороший ответ на отзыв всегда содержит добавочный эффект — рассказ об услугах, акциях или преимуществах. Встроить подобные смыслы непросто, придётся учиться, но это того стоит.



  1. Подходите к SEO с точки зрения региональных запросов. Поисковые системы «Google» и «Яндекс» по-прежнему являются наиболее популярным способом для поиска бизнеса. Поэтому важно формировать выдачу на основе запросов из домашнего региона, а не всей страны.


Семеро из десяти потребителей выберут региональных продавцов, если о них написаны позитивные отзывы. При равных оценках люди всё равно выберут локальный бизнес.


Люди предпочитают местные компании за одним исключением — федеральные продуктовые магазины пока в приоритете. Впрочем, они тоже теряют позиции.


Комментариев пока нет 👀