Клевета в интернете. Руководство по борьбе

icon ≈ 6 минут
darkmode lightmode

Решаем, какие действия предпринимать, когда о вас распространяют недостоверную информацию.









Вообразите пренеприятную ситуацию. Во время утреннего мониторинга площадок с отзывами (что, в общем-то, должно быть рутинной работой любого бизнеса, заботящегося о репутации) вы натыкаетесь на такие комментарии, что волосы дыбом встают. После недолгого опроса сотрудников понимаете: да, такой клиент у вас и правда был. Но чтобы представить масштабы проблемы, всё написанное нужно поделить на 10. А то и на 20. Иными словами, вы стали ещё одним «счастливчиком», который на личном примере узнал, что такое клевета в интернете.





Предупредим сразу: в большинстве случаев единственный действенный способ самостоятельной борьбы — обращение в суд.




Миновать суд, сэкономить время и безболезненно избавиться от клеветы


Digital Sharks mascot




Клевета в интернете: что говорит закон





Вопросы о распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, регулируются статьёй 128.1 УК РФ. Максимум, что грозит лгуну, — штраф до 1 миллиона рублей или в размере годового дохода. Могут назначить обязательные исправительные работы длительностью до 240 часов. Судья выбирает меру пресечения в зависимости от отягчающих или смягчающих обстоятельств. Наказание будет куда жёстче, если, например, обманщик наплевал на предыдущее постановление суда и продолжил распространять некорректную информацию (спасибо правке к 315 статье УК РФ). Когда суд признал преступление, портал, разместивший данные, обязан их удалить.





Как показывает практика, большинство дел не только заканчиваются хеппи-эндом для истца, но и сопровождаются удовлетворением ходатайства о компенсации морального вреда (возьмите на карандаш!). Несколько лет назад несовершеннолетний молодой человек создал копию страницы одноклассницы в социальной сети. Там он публиковал выдуманные подробности из личной жизни девушки. Суд признал ответчика виновным, назначил ему обязательные исправительные работы и штраф 50 000 рублей в качестве возмещения нанесённого морального вреда.





Казалось бы, почему бы не решать дела только с помощью суда? Три нюанса:





  1. Это долго. Только на принятие решения о возбуждении дела или отказа от него законом предусмотрено до 10 рабочих дней. А ещё потребуется время на проведение лингвистической экспертизы. Дела о клевете в интернете длятся в среднем по 120 дней. За этот период врунишка может настрочить ещё десяток недостоверных отзывов. Суд-то, разумеется, всё расставит на свои места, только вот кто вернёт прибыль, которую компания недополучит из-за перепуганных клиентов?
  2. Это непросто. Большинство персонажей, ответственных за клевету в интернете, прячутся за вымышленными именами и чужими фотографиями. Вычислить личность обидчика непросто.
  3. Это дорого. Только досудебная экспертиза обходится в среднем в 20 тысяч рублей. Накиньте ещё несколько десятков тысяч на работу нотариуса (сайт, на котором размещается клевета, нужно заверить) и юриста, представляющего вас в суде. 




Поэтому для начала попробуйте справиться своими силами. Не получится — заполняйте заявление и отправляйтесь в полицию. Или в Digital Sharks. Это уж как пожелаете 🙂





Шаг 1: Ответить и удалить





Фейковых клиентов, которые только-только зарегистрировали аккаунт на площадках-отзовиках, довольно просто раскрыть, а от их отзывов — избавиться. Просто уточните детали обращения в вашу компанию: когда приходил, с кем работал, сохранил ли чек. Большинство авторов промолчат по банальной причине: они понимают, что оклеветали бизнес, за что могут получить приглашение в суд и реальное наказание. Запросите данные, подождите 5 дней (именно такой срок рассмотрения жалоб устанавливает большинство ресурсов). Ответ нет? Жалуйтесь администрации сайта с указанием причины отсутствия реакции со стороны автора. Площадки, которые заслужили доверие пользователей (Фламп, 2ГИС, Яндекс.Карты и все в таком духе), активно модерируются. Конечно, существуют и ресурсы, за контентом которых никто не следит, но и располагаются они совсем не на первых страницах поисковых систем. Это значит, что с огромной вероятностью до них потенциальные клиенты просто не долистают.





Автор пишет отзывы так оперативно, что вы не успеваете их удалять? Поговорите с модераторами площадки. Объясните ситуацию и приведите доказательства своей правоты. Тогда администрация встанет на вашу сторону и заблокирует аккаунт вредителя. Или хотя бы удалит его отзывы и комментарии.





Клевета в интернете
Нарушены правила ресурса? Жалуйтесь. Отзывы и комментарии лгунов будут выглядеть примерно так (скриншот страницы на Фламп)




Шаг 2: Обратиться к администрации ресурса





Автор не постеснялся ответить на ваш вопрос? Общайтесь с представителями площадки. Продемонстрируйте доказательную базу и попросите удалить комментарии. Да, есть риск, что вам откажут и сообщат, что автор имеет право на собственное видение ситуации. В таком случае ответьте на клевету в интернете максимально подробно. Расскажите, как было на самом деле. Пишите спокойно и аргументированно, не опускайтесь до оскорблений. Помните, что на фоне автора вы должны выглядеть спокойными, сдержанными и рассудительными, чтобы потенциальные клиенты читали отзыв с мыслью: «Бедная компания, каких неадекватов только ни встретишь».





Если клевета в интернете локализована и представлена только на паре площадок, «закройте» её реальными положительными отзывами. Устройте акцию вроде «скидка за отзыв» и попросите реальных клиентов поделиться честными впечатлениями о вашей компании.





Клевета в интернете
Взгляните, компания не стала удалять отзыв. Вместо этого они объяснили свою позицию и привели доказательства. Сравните тон автора с тоном магазина и решите для себя, кто вызывает больше доверия. Кажется, очевидно.




Шаг 3: Суд





Если удаление по правилам площадки не задалось, а оставлять клевету в интернете нельзя по причине её масштабности, приходится мириться с неизбежным. Необходимо обращаться в суд. Причем сначала ресурс, на котором содержится недостоверная информация, нужно заверить у нотариуса. Далее по списку взаимодействие с арбитражным судом, который признает информацию недостоверной и запрещённой для распространения на территории РФ. С этим постановлением техподдержка удалит отзывы без лишних вопросов.





Долго и дорого, но что поделать.





А есть еще варианты?





Да. Обращение в Digital Sharks. Наши специалисты — юристы, конфликтологи, психологи, представители правоохранительных органов — помогут решить проблему в сжатые сроки. При этом мы действуем исключительно законными методами и не прибегаем к услугам хакеров. Вы не ставите репутацию под угрозу, зато точно знаете, что мы не подведём: на работу даётся пожизненная гарантия, а оплату мы принимаем только после удаления некорректной информации.




Узнать больше об удалении клеветы


Digital Sharks mascot

Комментариев пока нет 👀
${this.result_text.result}