Кейс Ольги Сушко: как новость о плагиате повлияла на поисковую выдачу

Показываем, как скандал вокруг плагиата способен испортить интернет-репутацию. Собрали скриншоты, цифры и мнения.
Что случилось
В Telegram-канале «Киев Фешн Лавэз» обратили внимание на плагиат со стороны глянцевого журнала Vogue Ukraine. Главный редактор издания Ольга Сушко заимствовала с незначительными изменения тексты из российских журналов.

История попала в СМИ, а читатели нашли новые заимствования – на этот раз со старой работы Сушко в издании «Коммерсантъ». Медиахолдинг, владеющий Vogue Ukraine, объявил о внутреннем расследовании и временно отстранил Сушко от должности главного редактора.

У профессиональных журналистов нулевая терпимость к плагиату. Это непрофессионально и неуважительно по отношению к читателям. Пользователи соцсетей стали искать признаки плагиата в других статьях. Обнаруженные совпадения публикуют с хэштегом #сушкогейт. Медийная волна дошла до центрального офиса BBC News. Британские журналисты посвятили вопросу Сушко отдельную колонку.
Число упоминаний Vogue и главреда выросло
Есть компании, чей имидж напрямую связан с их руководителями: «Тинькофф банк» – Олег Тиньков, «Лаборатория Касперского» – Евгений Касперский, а шоколадная фабрика «А. Коркунов» – Андрей Коркунов. Чаще репутация руководителя и компании развиваются параллельно. Так происходит до первого скандала.
Журналисты при написании статьи указывают должности действующих лиц. Так понятна суть конфликта в материале, а читателям проще идентифицировать героев статьи. С лёгкой руки медиа репутации руководства компаний и самого бизнеса начинают сливаться.

Запрос «Ольга Сушко» не вошёл в топ-10 трендов, но резко повысил популярность. В регионах на него не обратили внимание. Персоной главреда интересовались в Москве и Санкт-Петербурге.

Одновременно выросла частотность запроса «Vogue Украина». Интересно, что показатели практически идентичны «Ольге Сушко». Оба запроса вызвали одинаковый интерес.

Об интересе пользователей Яндекс говорить сложно. Поисковик даёт изучить запросы до 25 октября, а скандал вокруг Vogue Ukraine пришёлся на 31 октября и 1 ноября. По статистике, аудитории Google и Яндекс практически идентичны. Поэтому предположим, что здесь похожая ситуация с запросами.
Как изменилась поисковая выдача
Посмотрим на вопрос с точки зрения SERM. Подавляющее большинство людей ограничиваются просмотром первой страницы поисковой выдачи. 36 % опрошенных периодически добираются до второй страницы. Более того – для них предпочтительнее ознакомиться с негативом, ведь он кажется честнее. К таким выводам пришли исследователи Стэнфордского университета и университета Амстердама.
Что видят обычные интернет-пользователи, когда ищут информацию об Ольге Сушко и глянцевом журнале?

Google сразу показывает тематические новости. Все – с негативным оттенком. Дальше идёт поиск людей в социальных сетях.

Поисковая выдача заканчивается подборкой новостей со скандалом вокруг плагиата. Первая страница поисковой выдачи состоит из негативной и нейтральной информации. Учитывая привлекательность негатива, читатели запомнят только его.

Аналогичная ситуация с поисковой выдачей Яндекса. Большинство ссылок ведёт на новости с негативным оттенком. Остальные площадки нейтральные.
Что делать Ольге Сушко
Если ошибка имела место, необходимо извиниться. Это Ольга Сушко уже сделала. Пока скандал на слуху, о ремувинге не может быть и речи. Лучше всего ждать, пока информационный шум утихнет. Его вторая волна придёт, когда объявят результаты внутреннего расследования со стороны медиахолдинга.
Когда весь шум уляжется, можно работать. Лучше начать с позитивной повестки. Вспомним случай с бывшим PR-директором компании Leroy Merlin в России Галиной Паниной. После странного поста в Facebook* Панина ушла из компании. Позже она организовала тренинги по проведению публичных выступлений. Скандал использовался как реклама курсов.
*Запрещенная сеть в РФ.
При этом негативная поисковая выдача остаётся проблемой. Такие трудности возникают у бизнеса с плохой репутацией:
- Компания теряет 22 % потенциальных клиентов, если в поисковой выдаче одна статья с негативным подтекстом.
- Фирма может потерять до 59 % потенциальных клиентов, если те увидят 2-3 негативные позиции в поисковой выдаче.
- 4 и больше негативных позиций в выдаче приведут к возможной потере 70 % потенциальных клиентов компании.
Что мы уяснили из этой истории
- Терпимость к плагиату по-прежнему нулевая.
- История осталась локальной, но негативно отразилась на поисковой выдаче главреда и всего журнала.
- Очистить поисковую выдачу от негатива реально, но позже, когда обсуждение вопроса окончательно прекратится.
- Подобный негатив можно перебить новыми позитивными информационными поводами.