Как удалить дипфейк (deepfake) самостоятельно

Создать deepfake легко, а вот удалить гораздо сложнее.
Дипфейк — это когда специальная программа объединяет несколько видео, фото или аудиофайлов, чтобы получился один, но очень реалистичный. Например, можно присоединить к герою фильма собственное лицо и синтезировать голос.
Скажем честно: в России и в мире законодательно не регулируется создание манипулятивного контента. Про процедуры удаления дипфейков и говорить не приходится. Если сайты не ввели самостоятельную модерацию, придется давить на авторское право.
Сначала рассмотрим площадки со встроенными инструментами по работе с манипулятивным контентом: Facebook*, Instagram* и Twitter.
Facebook*
В начале 2020 года Facebook* закрепил политику противодействия манипулятивному контенту. Модераторы признают его таковым, если:
- он был отредактирован или синтезирован — помимо корректировки качества для ясности — способами, которые не очевидны для обычного человека. Такой контент введет в заблуждение, заставив думать, что в видео субъект сказал слова, которые он на самом деле не говорил;
- это продукт искусственного интеллекта или машинного обучения, который объединяет, заменяет или накладывает контент на видео, имитируя его подлинность.
Большую часть фейков распознает алгоритм соцсети, однако и он не идеален. Чтобы удалить дипфейк, нажмите на знак с тремя точками в верхнем правом углу поста. Далее выберите опцию «Получить поддержку или пожаловаться на публикацию».

В открывшемся окне выбираем «Ложная информация», потом «Другое». После модераторы площадки отсмотрят контент самостоятельно.
Проследить за судьбой жалобы можно в специальной Службе поддержки. Если заявку отклонят, позволяется написать еще раз, объяснив ситуацию подробнее. Не стесняйтесь ссылаться на политику Facebook*, касающуюся дипфейков.
Instagram*
Соцсеть принадлежит Facebook*, поэтому здесь действуют аналогичные правила нетерпимости к манипуляциям, однако обособленная поддержка обитает в отдельном сервисе.
Чтобы удалить deepfake, нажмите на знак с тремя точками в верхнем правом углу поста. Далее выберите опцию «Пожаловаться» и «Это неуместный контент». Дальнейший алгоритм такой же, как у Facebook*.

Неприятный нюанс в том, что в случае успеха Instagram* не удаляет контент, а блокирует продвижение с помощью хештегов. Однако если пообщаться со службой поддержки, она может пойти навстречу. Аргументацию лучше выстраивать вокруг правил защиты изображения гражданина, прислав полный текст досудебной претензии со скриншотом паспорта.
Соцсеть ввела правила регулирования измененного контента еще в 2019 году. Согласно им, манипулятивным признается контент со следующими признаками:
- фотография или видео, которые были значительно изменены;
- контент, продвигаемый обманчивым образом;
- контент может быть угрозой общественной безопасности или может причинить вред пользователю.
Однако просто удалить дипфейк не получится. Сначала его пометят как манипулятивный контент. Убрать контент получится, если есть признаки умышленного распространения фейка. Правда, Twitter не указывает критерии, по которым это определяется.

Рекомендуем зайти в службу поддержки, далее выбрать «Я хочу пожаловаться на нарушение прав интеллектуальной собственности». Поясним: пока дипфейки формально подпадают под неправомерное использование изображения. Вы не давали на это разрешения, поэтому имеете право требовать удалить контент.
Если нет специальной формы для жалобы на дипфейк
Допустим, сайт, который опубликовал дипфейк, не ввел политику по обращению с подобным контентом. Сначала следует написать в Google, а для последующей работы лучше делать ставку на авторское право. Здесь стоит пояснить возможные разночтения закона.
Формально дипфейк можно рассматривать как результат интеллектуальной деятельности. В этом случае авторские права по умолчанию принадлежат человеку, создавшему фейк.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
ГК РФ Статья 1228
Однако контент создавался на основе фотографии гражданина, который не давал разрешения на обработку. Следовательно, производный контент появился незаконно. Это зацепка, которая поможет удалить deepfake.
При этом есть случаи, когда автор фейка не обязан спрашивать разрешения гражданина:
- фото сделано в общественных местах, на мероприятиях, часто посещаемых объектах, концертах и т. д.;
- на фото изображен общественный деятель или известная личность;
- гражданин позировал для этого фото за вознаграждение.
Если следовать букве закона, администрации стоит написать жалобу. Ее содержание может быть таким:
Здравствуйте!
На вашем сайте опубликован контент, созданный на основе моей фотографии. Я никому не давал разрешения на ее обработку или иное использование. Контент опубликован по ссылке: site.ru/images/verydeepfake12.jpg
Обращаю внимание, что разрешение требуется и для фотографий, размещенных в социальных сетях.
Публикация контента подпадает под состав статьи 152.1. ГК РФ «Охрана изображения гражданина» и статьи 13.11. КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных».
Требую прекратить нарушение моих прав, удалив упомянутый контент и его копии на вашем сайте. В противном случае буду вынужден обратиться в правоохранительные органы.
🦈Дипфейк: удалить без мигрени
Поможем удалить deepfake без судебной нервотрепки и риска огласки.
Обеспечим безопасность. На первом этапе найдем автора фейка или администраторов сайта, изучим их активность, определим мотивацию — все для безопасности клиента. После сформируем несколько стратегий удаления, протестируем их безопасность и презентуем вам.
Знаем негласные правила интернета. Если потребуется, воздействуем на распространителей манипулятивного контента с помощью правил ICANN — Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами.
Продвинутые переговоры. Модераторы сайтов и соцсетей ежедневно получают запросы на удаление контента. Мало грамотно составить жалобу, нужно ее красиво преподнести и сделать так, чтобы ее точно заметили. А это вопрос опыта.
Легально. Не взламываем сайты и не нанимаем хакеров. Есть вопросы по работе? Задайте их в личном кабинете. Ответим оперативно, четко и честно.
Опыт. Мы занимаемся легальным удалением информации больше восьми лет, поэтому знаем подходы к разным сайтам. Наша работа — ваше спокойствие за репутацию. Развивайте бизнес, а решение проблем с дипфейками оставьте нам.
*Запрещенные сети в РФ.