Негативные отзывы о работодателе. Блюдо, которое подают холодным

«Меня уволили из Burger King и я хочу им отомстить, вот промо-код… введите его и вы получите…» Кто из активных пользователей интернета не сталкивался с подобным объявлением в социальных сетях и на форумах?
Даниил Сергунин, один из управляющих «Энерджи фуд рус», уволил одного из менеджеров. Обиженный сотрудник, сначала проявлявший себя как высококлассный специалист, не справлялся с задачами — так заявил Сергунин. Расстались на повышенных тонах с закрытием доступа к корпоративной почте. С горячей руки уволенные сотрудники могут рассылать письма от лица организации и негативные отзывы о работодателе.
Такие случаи довольно опасны для руководства компании, особенно на фоне прошедшего кризиса, когда многочисленные уволенные имели весьма правдоподобные причины оспаривать решение организации.
Число судебных разбирательств с тех пор выросло в два раза, уточняет Елена Кожемякина от лица юридической фирмы BLS. В намерении отомстить призналось 75 % респондентов анонимного опроса «Альфастрахования». Тем не менее всего 2 % отметили, что будут действовать и только 1 % воплотил это в реальность. В данном исследовании принимали участие сотрудники 100 компаний России с оборотом больше 100 млн руб.
Негативные отзывы о работодателе. Правда и ложь

Часто на просторах интернета можно наткнуться на критику «Евросети» как нанимающей компании. Экс-сотрудники недовольны тягостными условиями труда, принудительными переработками и заоблачными планами продаж. В ответ на это президент «Евросети» Александр Малис признался «Ведомостям», что отдельные случаи злоупотребления возможны. Однако стоит помнить, что такие прецеденты неизбежны в компаниях, распространивших свою деятельность по всей стране. К примеру, если в штате компании 1000 человек, то за 5 лет адекватной смены кадров, всего проработало 1500 человек. Если на сайте с отзывами, вы нашли 30 негативных, то это всего лишь 2 % от общего количества работников. Негативные отзывы о работодателях воспринимаются более остро, чем положительные отклики. И каждый критикующий обзор стоит просеивать через сито логики и фактов. Нельзя делать выводы по одному источнику. Что если это уловка конкурентов, работников черного пиара или всего-навсего нахлынувшие эмоции?
Профилактика мести
По вышеуказанному опросу «Альфастрахования» 25 % мстителей возмущены в большей степени именно персоной своего руководителя. И тогда в дело идут не только негативные отзывы о работодателе, но и злоупотребление сайтами знакомств, где пользователи размещают их контакты и фото. 7 % анонимных мстителей сообщают родственникам и близким начальника нелестные и темные детали его приватной жизни.
По мнению Льва Матвеева, председателя совета директоров «Серчинформ», предугадать подобное поведение можно заранее. Служба информационной безопасности должна отслеживать порочащие публикации сотрудников в социальных сетях и мессенджерах. Меры необходимо принимать заблаговременно.
20 % респондентова подтвердили, что в порыве эмоций удаляли клиентские базы и важные документы из корпоративного компьютера. И 4 % даже отформатировали жесткий диск. Юрий Дорфман из Cornerstone подтверждает, что и сам неоднократно становился жертвой подобных прецедентов.
Как защититься от негатива?

Далеко не все работники осознают роль компании в их трудовой истории и уверены, что клиенты – только их заслуга, а не результат сотрудничества с брендом. Вышеупомянутое исследование подтвердило, что 33 % сотрудников не считают присвоение информации воровством и даже уводят клиентов. Чаще всего данные присваивают рядовые сотрудники (31 %), менеджеры отделений (19 %), IT-специалисты, финансисты (10 %) и секретари (7 %). Разумеется, тому есть объяснения. Это их козырь в конкурсе на новые должности или переходе на частную практику. Хотя не каждый руководитель положительно воспримет соискателя на позицию, приходящего с «наворованными» данными.
В интернете часто описываются ситуации, когда уволенные доносят налоговой или трудовой инспекции о нелегальных схемах зарплатного расчета. Так, особенно участились такие заявления в 2014–2016 гг., рассказывает Яфизов из Alex Primus Executive Search. И, чтобы защищать свои интересы, руководители контролируют социальные сети, мессенджеры, почту и внешние носители.
Уличить до подписи договоров
Некоторые российские фирмы уже проводят собеседования с использованием детектора лжи. Правда превыше всего.
Как рассказывает Матвеев из «Серчинформ», в любой компании обязательно найдутся служащие в «зоне риска». Азартные игроки, алкоголезависимые, выступающие против корпоративных правил. На этих людей направлен строгий контроль службы информационной безопасности. Например, специалисты этого отдела отмечают время, проведенное на каждом из сайтов и даже собеседников в социальных сетях. Малейший намек об утечке информации в таком случае не проскользнет мимо зоркого глаза специалистов. Кто и зачем пишет негативные отзывы о работодателях? Одни бывшие сотрудники действительно возмущены самим фактом отставки. Они категорически отрицают решение руководства о своей неэффективности. Другие – попросту делают свою работу – черный пиар по заказу конкурентов. К каким же отзывам можно прислушиваться? Аргументированным. Текст должен содержать конкретные примеры, фактические доказательства. Нужно убедиться, что это реальный пользователь. Попробовать проверить это, позвонив в компанию.